Елена Наумова

Лидер проекта Granola.Lab

Открыла с нуля собственное производство гранол (сухих перекусов) из орехов, злаков и сухофруктов. За пять лет Елена Наумова прошла путь от домашнего, «кухонного производителя» до поставщика крупных российских продовольственных магазинов. Сейчас Granola.Lab вышла на рынки Казахстана и Белоруссии.

Истории обновляются каждую неделю. Подписаться
Истории обновляются каждую неделю. Подписаться
Расскажите свои бизнес-истории
Получите возможность бесплатного продвижения.

История 1/6

«Сейчас наша задача - встать на полки федеральных сетей»

Бывшая тележурналистка Елена Наумова рассказывает, как начинала свой бизнес по производству гранолы и куда стремится теперь.

На первой ступени предпринимательства

В июне 2015 года журналистка Елена Наумова уволилась с федерального телевидения, где пять лет проработала на «России-2» и «Звезде». Поначалу просто хотела отдохнуть пару месяцев: устала от бесконечных дедлайнов и круглосуточного рабочего графика. Но в «ящик» Елена уже не вернулась. Сначала гуляла по музеям, получала водительские права, пошла на кулинарные курсы... И через неделю проснулась с идеей готовить на продажу гранолу - здоровые завтраки из овсянки, меда и орехов.

С тех пор прошло пять лет.

НОЧАМИ — ГОТОВИЛА, ДНЕМ — ПРОДАВАЛА

Бизнес стартовал на «Московском варенье».

«Этим летом я завела собаку и начала много гулять. В один из теплых вечеров мы были в центре Москвы и случайно забрели на Никольскую улицу. За последнее время она здорово изменилась, но я отчетливо вспомнила, как пять лет назад именно здесь начиналась история моей компании. Тогда, конечно, никакой компании не было, и даже идея была не вполне вразумительной. У меня был классный продукт, который я готовила на кухне, и было время на эксперименты.

Слово «гранола» тогда мало кто знал. Поэтому самый частый вопрос, который я слышала в августе 2015-го, звучал так: «Это типа мюсли, да?». Я вздыхала и объясняла: нет, это совсем другой продукт. Это здоровый завтрак без сахара и красителей. Его не нужно готовить, достаточно залить молоком, кефиром или йогуртом - и можно сразу есть.

Тогда мы стали участниками фестиваля «Московское варенье» и я стояла за прилавком как раз на Никольской улице.

То время, правда, я смутно помню - по ночам я готовила гранолу дома, а весь день занималась продажами в зеленом фартуке с логотипом Granola.Lab. Попасть на фестиваль было большой удачей.

Я решила делать гранолу в середине июля, и список участников к тому времени был давно утвержден. Но мне (как и в сотне раз после этого) повезло. Именно в тот год целую улицу решили отдать под здоровое питание. Проектов было не так много, поэтому одно место оставалось вакантным до последнего момента. Его и заняла я - бывший тележурналист, который не представлял, как изменится его жизнь в ближайшие пять лет».

«БАНКИ РАССТАВЛЯЛА В СПАЛЬНЕ»

Через полтора месяца стало понятно, что так больше продолжаться не может — предприниматель была и поваром, и маркетологом, и курьером, и логистом, и администратором

«Сегодня у меня свое производство, в компании работает больше 20 человек, мы делаем тонну гранолы в смену. А пять лет назад я покупала орехи и сухофрукты на рынке и несла их домой в тяжелом пакете. На кухне уже не оставалось места, поэтому я рассыпала готовую хрустящую гранолу в стеклянные банки и расставляла их в спальне. Позже продавала - через Инстаграм, сайт, который сделала сама же на шаблоне, на многочисленных фестивалях и маркетах.

Через полтора месяца стало понятно, что так больше продолжаться не может - я была и поваром, и маркетологом, и курьером, и логистом, и администратором. Сегодня вспоминаю это время с ужасом, хотя было интересно - всю ту работу, которую сейчас делает целая команда, я тогда тянула одна. Объем, понятно, был в сотни раз меньше, но я разрывалась между задачами и быстро начала сдавать».

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ МОМЕНТ В МОЕМ БИЗНЕСЕ

Новая задача — встать на полки федеральных сетей

«Помню, как пять лет назад я искала (и нашла) помещение, и это было сильно непросто. Производителям предлагали либо 2000 квадратов за МКАД, либо 100 - 200 квадратных метров, но требующих ремонта, да еще и по высокой ставке. Мой стартовый капитал был 500 000 рублей, которые я откладывала на квартиру. Он не позволял ни того, ни другого. Поэтому я искала небольшую площадь, уже готовую к работе. Больше месяца я ездила на осмотры, пока не нашла маленькую кухню на Таганке, на минус первом этаже НИИ биосинтеза белковых веществ.

Аренда, правда, была непосильной - за 40 метров арендатор просил 80 000 рублей в месяц. Я стала искать соседей и довольно быстро нашла ребят, которые мечтали открыть мини-пекарню. Четыре месяца мы работали бок о бок, но к Новому году дела у них, к сожалению, пошли не очень, а мне, напротив, на этой кухне стало тесно.

Самое сложное было найти первых оптовых клиентов. Гранола в то время считалась непопулярным и дорогим продуктом - если пачка мюсли в сетевом магазине стоила 100 рублей, то гранолу мы продавали за 450.

Приходилось долго объяснять, что в ней много орехов и натуральных сухофруктов, она готовится без добавления сахара, и даже овсяные хлопья мы используем самые лучшие - традиционный «Геркулес» так называемой «долгой варки». Это сложный углевод, энергии которого хватит надолго.

Смешно, но, если бы кто-нибудь рассказал, куда у меня получится дойти, - я ни за что бы не поверила. А сейчас, наоборот, кажется, что за это время можно было бы сделать больше. Наверное, это и есть мой внутренний двигатель - мне всегда недостаточно того, что есть. Делаем 100 килограммов? Нужно тонну! Делаем тонну? Нужно 10».

«В ЧЕМ ЦЕЛЬ - ОТВЕТ СТАЛ ОЧЕВИДЕН»

«Когда проекту было полтора года, в 2016-м, мы наладили поставки в небольшие магазины, стабильно продавали гранолу через свой сайт, и один из сотрудников, их у меня тогда было пять, спросил: «А зачем нам рваться в большие магазины? Ведь мы отгружаем в месяц на 500 тысяч рублей. Куда больше? И зачем нам эти проблемы?» Я тогда не нашлась, что ответить.

Сейчас для меня ответ очевиден.

Сегодня для меня важно, чтобы ответ был очевиден для всей команды - мы работаем ради одной цели, понимаем, куда идем и что нам для этого нужно. Мы уже делаем поставки во «ВкусВилл», «Азбуку Вкуса», гипермаркеты «Твой дом» и многие другие российские магазины. А также экспортируем гранолу в Беларусь и Казахстан. Наша задача сейчас - встать на полки федеральных сетей».

Об этом - в следующей серии дневников.

Цитата героя

Елена Наумова

«Если бы кто-нибудь рассказал, куда у меня получится дойти - я бы не поверила. А сейчас, наоборот, кажется, что за это время можно было сделать больше. Наверное, это и есть мой внутренний двигатель - мне всегда недостаточно того, что есть»


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

История 2/6

Новые контракты встали на «стоп»

В первой части владелица компании Granola.Lab вспоминала о первых шагах в бизнесе: участии в городских фестивалях, производстве гранол на кухне и поиске помещений. Почему не стоит торопиться производителю выходить в торговые сети и как отразилась пандемия на ее бизнесе? Об этом - в новой части дневника.

Елена Наумова - на производстве своей продукции

УПУЩЕННАЯ ПРИБЫЛЬ ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ - НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

«В марте, когда объявили о первых ограничениях, мне казалось, что нас эта история затронула в меньшей степени. После первых мер, когда все скупали еду про запас, наши продажи выросли. Но в апреле стало понятно, что страшилки, которые распространяли не особо уравновешенные люди, были фейком, и теперь нужно как-то съесть все то, что закупили на случай внезапного голода. Поэтому в апреле и мае наши продажи выровнялись. К этому моменту мы были уже хорошо представлены в интернете - у нас есть свой сайт, мы продаемся на всех маркетплейсах. И это нас поддержало. Но все же костяк наших продаж - офлайн-ритейл. И как только все ушли на удаленку, новые контракты встали на «стоп». Сотрудники, принимающие решения о закупке продуктов, не были готовы пробовать продукцию дома, а без дегустаций никто на полку магазина не ставит. Упущенная прибыль - несколько миллионов рублей. Параллельно с этим все сотрудники нашего офиса тоже ушли на удаленку. В полную силу работало только производство, я приезжала через день - благо наша компания могла официально оформить пропуск на каждого человека, которому требовалось находиться на работе. Работать из дома так же эффективно, как в офисе, у меня не получалось. Тем более в период пандемии, когда нервы и так были на пределе».

Продажи в начале карантина даже выросли - люди стали чаще питаться дома и скупали еду про запас

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО БЫЛО СПРАВИТЬСЯ С НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ

«Мы не знали, какие карантинные меры еще будут приняты и как они повлияют на нашу работу. Наша основная сфера деятельности - производство. Никакие субсидии, которые были предложены федеральным правительством, нам не достались. В список пострадавших отраслей мы не попали. Хотя покупать средства защиты для сотрудников, дополнительно обрабатывать помещения все равно приходится. В тот момент меня искренне поражало отношение некоторых людей к предпринимателям. Диванные критики писали в соцсетях, что если у бизнеса нет подушки безопасности, то это не бизнес и пусть закрываются, такие компании не жалко и зачем вообще им помогать. Выживает сильнейший. Дескать, это законы рынка...

Эти люди оторваны от реальности, они не понимают, что именно малые предприятия (кафе, магазины у дома, йога-студии, цветочные магазины) создают основу городской атмосферы, десятки тысяч рабочих мест. Большинство из них (так же, как и мы) вкладывают всю прибыль в развитие. Именно поэтому поддержка малых предприятий очень важна».

ТОРГОВЫЕ СЕТИ И КАССОВЫЙ РАЗРЫВ

«Спустя время появилось ощущение, что отрасль постепенно оправляется после первой волны коронакризиса. Но любая остановка отгрузок для нас была критична. При этом работа с федеральными сетями требует готовности не только к большим объемам, но и к большим вложениям. Чтобы приготовить партию к отгрузке, нужно закупить сырье и упаковку, нанять дополнительных сотрудников, подготовить помещение, пройти аудит - проверку производства, которую проводит почти каждая большая сеть. Но самое неудобное - все крупные сетевые магазины работают на условиях отсрочки платежа. По нашей категории это в среднем 40 календарных дней. То есть мы получим деньги в лучшем случае через полтора месяца (а иногда и позже, задержки в оплате случаются довольно часто).

Основная проблема при работе с сетями - отсрочка платежа в 40 и более дней

Конечно, многие наши поставщики сырья и упаковки тоже дают отсрочку, но обычно она не покрывает всего цикла - от захода продукта на производство до получения денег. Возникают кассовые разрывы. По аренде помещений и зарплате сотрудникам, разумеется, отсрочек никто не дает. Собственно, поэтому я никогда не торопилась бешеными темпами выходить в сети. Мы развиваемся медленно, вкладываем в развитие то, что зарабатываем, и подключаем сети постепенно».

Цитата героев

Елена Наумова

«Диванные критики пишут в соцсетях, что если у бизнеса нет подушки безопасности, то это не бизнес и пусть закрываются. Выживает сильнейший. Дескать, это законы рынка. Но большинство малых предприятий вкладывают всю прибыль в развитие».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

История 3/6

Как дизайн влияет на объем продаж

В предыдущих частях предприниматель рассказала о первых шагах в производстве гранол (перекусы из орехов, злаков и сухофруктов), выводе товара в торговые сети и работе предприятия в условиях пандемии. Пришло время поговорить об упаковке продукции и новых производственных вызовах.

Гранола, в отличие от мюслей, запекается в меду, и в ней больше орехов и сухофруктов

ДАЖЕ МИНИМАЛЬНЫЙ ПРАЙС НАМ БЫЛ НЕПОСИЛЕН

«Когда я начинала готовить гранолу дома, этого продукта на полках магазинов в России еще не было. Везде продавались мюсли (в основном дешевые). В чем разница? Если кратко, гранолу запекают в меду, натуральном сиропе или фруктовом пюре, а мюсли – нет. Также в граноле гораздо больше орехов и сухофруктов, и она более натуральная по составу.

Поначалу мы выпускали гранолу в бумажных пакетах с наклейками. Многие наши конкуренты подхватили эту идею. В итоге на полках магазинов было много гранолы от разных брендов, но в очень похожей упаковке. Мне всегда хотелось выделяться – не делать что-то банальное, а искать новые интересные пути. Поэтому, когда в 2017 году встал вопрос с дизайном упаковки, то обратилась в студию Артемия Лебедева. Это было спорное решение, даже их минимальный прайс нам был непосилен. Но я написала в студию большое письмо, в котором рассказала о себе, своем проекте, обозначила бюджет и отправила с надеждой, что идеей заинтересуются и будут готовы сделать приличную скидку.

Через некоторое время меня позвали на встречу. Я не ждала чуда, но найти компромисс в цене нам все же удалось. Вначале команда приехала ко мне на производство, ребята наблюдали за процессами, раз в неделю мы встречались в их офисе, я видела процесс работы и делилась своими идеями.

Перед дизайнерами стояла задача придумать удобную упаковку, которая сохранит вкус гранолы и при этом ее заметят покупатели. Также она должна была отразить наш серьезный подход к созданию рецептов. На разработку ушло почти полгода: дизайн-команда придумала оригинальную форму, подобрала шрифт и цвета, нарисовала иллюстрации и пиктограммы.

Упаковка получилась запоминающейся и функциональной. Внутри картонной коробки – 6 прозрачных пакетов, в каждом отдельная порция гранолы (напомню, раньше ее выпускали только в бумажных пакетах). На обратной стороне упаковки мы разместили рецепты, полезные факты об ингредиентах, советы по употреблению. Так наша гранола стала более узнаваемой и удобной для покупателей».

Вот такой дизайн придумали в Студии Артемия Лебедева (правый верхний угол)

ХИТ ПРОДАЖ ОТ… ФРИЛАНСЕРА

«Спустя три года мы выпускаем в дизайнерской упаковке нашу основную линейку гранолы с самыми популярными вкусами (ореховая формула, ягодная и шоколадно-дынная), но это только один из видов упаковки. Кроме нее мы запустили проект с полезными завтраками Wild Crunch. Они должны были отличаться от других наших продуктов. Но на этот раз для разработки дизайна я выбрала альтернативный путь – обратилась с фрилансеру, который удачно реализовал мои идеи, и появилась линейка, которая стала хитом продаж.

В чем секрет успеха? В сочетании нескольких факторов. Сначала я подумала, что было бы здорово использовать в упаковке гранолы образы и расцветку животных. Красиво, но что это дает концептуально?.. Вспомнила, что людей сейчас беспокоит защита живой природы – и мы стали сотрудничать с фондами, которые помогают дикой природе: перечисляем им 2 процента с продаж. При этом клиент получает полезный завтрак без сахара и искусственных добавок, который дополнительно обогащен особыми элементами – пребиотиком, клетчаткой и антиоксидантом. Видимо, так «пазл» и сложился.

Сейчас я считаю, что дорогая дизайн-студия – далеко не единственный способ сделать классную упаковку. Во-первых, много талантливых дизайнеров работают на себя, во-вторых, если у предпринимателя есть четко сформулированная идея – это уже половина дела. Но в этом случае немалую роль играет имеющийся опыт работы, каким для меня стало сотрудничество с дизайнерской студией Артемия Лебедева».

А этот дизайн придумал фрилансер

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ – ДВЕ ТОННЫ ЗА СМЕНУ

«Сейчас у нас на производстве горячая пора – мы подписали контракты с несколькими крупными магазинами и теперь готовимся к аудитам. Это серьезная проверка производства, которую делает каждая большая сеть. Для нас это способ сделать рывок вперед.

В августе 2018 года мы получили огромный заказ и смогли за четыре месяца увеличить выручку в 10 раз. Это было сложное испытание: нужно было быстро купить дополнительное оборудование, расширить площадь, найти новых сотрудников. И вырасти с производительности 200 кг до тонны за смену. В декабре 2020 года нам нужно будет сделать следующий шаг – две тонны за смену. Сейчас все силы вкладываем именно в это».

Цитата героев

Елена Наумова

«Мне всегда хотелось выделяться - не делать что-то банальное и известное, а искать новые интересные пути».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

История 4/6

Не все инвесторы одинаково полезны для бизнеса

Инвестиции - та самая «кровь», которая накачивает силами развивающийся бизнес. Но где их взять и как находить общий язык с инвесторами? Об этом - в очередной части дневника владелицы компании Granola.Lab Елены Наумовой.

В первое время я занималась практически всем: и бухгалтерией, и продажами, а временами и курьерской доставкой. Это было очень непросто!

ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕНЬГИ, БОЛЬШЕ, ЧЕМ АДЕКВАТНЫХ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

«В 2017 году я окончила Стартап-академию Сколково. К тому времени у меня уже был работающий бизнес. Правда, очень маленький - команда состояла из трех человек, выручка не превышала 500 тысяч рублей в месяц, на мне было замкнуто очень много операционных процессов. Проще говоря, я занималась практически всем: и бухгалтерией, и продажами, а временами и курьерской доставкой. Это было очень непросто!

Школа Сколково дала понимание, что для развития мне нужен инвестор. И хотя в той же школе говорили, что деньги инвестора самые дорогие (по сравнению с банковскими кредитами и займами от частных лиц и других компаний), я почему-то убедила себя, что инвестор компании нужен прямо сейчас.

Принято считать, что инвесторов мало, а проектов много. Мой опыт говорит об обратном. В Москве - могу сказать совершенно точно! - инвесторов гораздо больше, чем адекватных и интересных бизнес-проектов. Люди, имеющие деньги, перманентно находятся в поиске стартапов. По крайней мере, так было до пандемии. Сейчас, возможно, что-то поменялось. Тем не менее, даже когда я не привлекала деньги активно, всегда находились люди, которые спрашивали: а не нужны ли мне инвестиции? В общем, после Сколково пять команд предлагали мне финансирование, с одной из них мы договорились о сотрудничестве. Так у меня появились инвесторы.

«РАЗВОД» С ПЕРВЫМИ ИНВЕСТОРАМИ И О ПОЛЬЗЕ ЮРИСТОВ

С первыми инвесторами я не сошлась во взглядах на стратегию развития предприятия: они мечтали о взрывном росте – я хотела поэтапного, органического

Три года назад я для себя рассматривала только инвестиционные деньги за долю в компании. Собственно говоря, такой вариант и нашла. «Подняла» 5 млн рублей. Сумма небольшая. А сейчас могу сказать, что и потрачены они были не слишком эффективно.

Я ошиблась в нескольких моментах. С одной стороны, этих денег было недостаточно, чтобы построить какое-то серьезное производство. С другой - их было недостаточно, чтобы обеспечить зарплатой серьезную команду хотя бы на 3 - 4 месяца. В результате средства ушли на закупку сырья, дизайн упаковки в студии Артемия Лебедева (о чем рассказывала в предыдущей части дневника), немного вложились в производство, но какого-то глобального рывка компания не совершила. В результате через год я немного повздорила с инвесторами, и мы «развелись»: я выкупила их долю, они вышли из капитала компании с прибылью.

С теми инвесторами я не сошлась во взглядах на стратегию развития предприятия: инвесторы мечтали о взрывном росте - я хотела поэтапного, органического. Они меня в этом не поддержали. А когда попытались надавить, то я решила, что нам не по пути.

Что делать в этой ситуации? Подобные вопросы необходимо обсуждать «на берегу» - при подписании инвестиционного договора. Для этого нужен юрист. Да, со стороны инвестора документы всегда готовят юристы, а иногда и целая команда, но нужен юрист, который будет защищать именно ваши интересы. Я такого юриста привлекла. Поэтому мы подписали договор, в котором учли не только их интересы, но и мои. В том числе были прописаны разные сценарии развития событий, включая «развод» с инвесторами, если видим развитие компании в разных направлениях. Больше того, в документе было оговорено, что поскольку я основатель и доля в компании у меня больше, то в спорных ситуациях мое мнение играет решающую роль».

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ВЛОЖЕНИЯ, НО И ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Деньги инвесторов нужны для развития. На них можно купить дорогостоящее оборудование, чтобы увеличить объемы производства

«По своему опыту могу сказать, что инвесторов нередко переоценивают. Часто инвестор - это просто деньги. А smart money-инвесторов, то есть тех, которые готовы вложиться в развитие бизнеса также своими знаниями и навыками, на рынке не так много. Можно сказать, что мои новые инвесторы такие. Когда мы договаривались об инвестициях, то они меня заинтересовали именно своими компетенциями. В каких-то вопросах они смогли помочь компании, в каких-то - нет, но мы продолжаем совместную работу.

При этом пассивно я продолжаю искать дополнительные денежные вливания. Общалась и с частными инвесторами, и с фондами. Но на данном этапе деньги, которые необходимы компании, получить не так просто. Реалии 2020 года - инвесторы боятся будущего. Многие даже выводят средства из бизнесов, с которыми работают. А привлекать в компанию всего 5 - 10 миллионов рублей сейчас не имеет смысла.

Взять кредит в банке без залога и поручительства еще сложнее. Сейчас много говорят о льготных кредитах. Я недавно попробовала. Компании пять лет, уверенно стоим на ногах, «белая» бухгалтерия, без долгов. Речь шла о сумме, эквивалентной нашему обороту лишь за треть месяца, - нам отказали без объяснения причин…

Есть еще вариант - обратиться за поддержкой в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, где обеспечивают предпринимателей поручительствами по кредитам, которые покрывают до 70% долга. Но нужно понимать, что для получения поручительства необходимо серьезно ознакомиться с продуктами фонда, собрать документы, подать заявку в банк-кредитор, быть готовым раскрыть финансовую отчетность, информацию о поставщиках и покупателях, ожидать решения. Если мне потребуется крупная сумма в долг (а это вскоре может произойти), обращусь именно туда».

Тем не менее просто деньги проще взять в банке, а инвесторы нужны такие, чтобы могли поделиться опытом. Например, как правильно настроить бизнес-процессы

РЕЗЮМЕ

«Инвесторы делятся на несколько категорий: государственные и частные фонды, бизнес-ангелы. Они могут быть разного размера - как крупные, так и крошечные (семейные или одного бизнесмена). Многие из них имеют специализацию. Например, работают только с айти. В подавляющем большинстве случаев деньги дают в обмен на долю в компании. Но есть компании, которые, как и банки, готовы дать заем. Эта схема выгоднее, чем отдавать долю в предприятии, но и процент по займу может быть достаточно высоким.

Глобально для себя поняла: мне гораздо комфортнее, когда я по стратегии развития компании советуюсь с инвестором, а по оперативной деятельности решения принимаю единолично. Но это каждый предприниматель для себя должен решить сам.

Если бизнес низкорисковый и не требует высоких затрат (как тот же айти), то займы от частных инвесторов или кредитные деньги от банков - самый удачный вариант для развития компании. На начальной стадии привлекать инвесторов в капитал фирмы бессмысленно и невыгодно. Скажем, сейчас я могу привлечь деньги на гораздо более выгодных условиях, чем даже два года назад».

СПРАВКА

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы рассматривает заявки на поручительство от трех рабочих дней. Минимальная сумма поручительства отсутствует, максимальный размер - до 100 миллионов рублей. Поручительство обеспечивает до 70% от суммы заемного финансирования, ставка - от 0,5% годовых.

У фонда 70 партнеров-кредиторов, их требования могут отличаться. С девятью крупнейшими банками применяется упрощенная схема оценки на сумму до 30 млн рублей, в том числе по предодобренным кредитам. Сделки участников госзаказа тоже идут по ускоренной процедуре.

В случае если кредитор готов финансировать предпринимателя, но видит, что собственного обеспечения (залога) у него недостаточно, то кредитор в электронном виде направит заявку в фонд вместе с уже собранным пакетом документов предпринимателя.

В период пандемии фонд снял все ограничения из-за наличия у предпринимателя налоговой задолженности. А с ноября фонд начал выдавать поручительства подакцизным бизнесам. Раньше это было невозможно.

Подробнее о регламенте работы фонда можно узнать здесь.

Цитата героев

Елена Наумова

«Принято считать, что инвесторов мало, а проектов много. Мой опыт говорит об обратном. В Москве - могу сказать совершенно точно! - инвесторов гораздо больше, чем адекватных и интересных бизнес-проектов. Люди, имеющие деньги, перманентно находятся в поиске стартапов. По крайней мере, так было до пандемии».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

История 5/6

Кадровый вопрос - самый сложный в бизнесе

Деловые люди нередко признаются, что в бизнесе главное не идея и даже не инвестиции, а команда единомышленников. Основатель компании Granola.Lab Елена Наумова тому подтверждение. В своей предпринимательской карьере она наступила на все кадровые «грабли»: переплачивала сотрудникам, от которых не было проку, боролась с рабочими, которые бунтовали, и бухгалтером, который шантажировал… Но обо всем по порядку.

Первые полтора года все бизнес-процессы лежали на основательнице. Приходилось работать и курьером, и продавцом

ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ГОДА Я НАЧАЛА «ЗАКАНЧИВАТЬСЯ»

«Компанию я открыла в 2015 году, и первые полтора года в офисе работала одна (производством гранолы занимались другие люди). Да, в то время у нас была маленькая выручка, да и производили/продавали мы мало. Тем не менее все бизнес-процессы лежали только на мне: начиная с логистики (сначала даже развозила свою продукцию, потом наняла курьера) и заканчивая бухгалтерией, общением с клиентами, а самое главное - заключением договоров с оптовыми покупателями. В конце 2016 года поняла, что начинаю «заканчиваться». Стало очень тяжело. Тогда я наняла в офис первого сотрудника - Евгению. Сейчас она в декрете, но очень надеюсь, что она скоро к нам вернется.

К тому времени опыта найма персонала у меня не было совсем. Опиралась на интуицию. Женя пришла на собеседование, мы поговорили, и мне показалось, что сработаемся. Постепенно я передавала ей свои дела. Со временем она могла заменить меня полностью: я получила возможность даже куда-то уехать, а свои руки и голову освободила для решения стратегических задач.

Но Женя - исключение из правила. Мне откровенно повезло. Шишек по кадровым вопросам после этого я набила много».

НУЖНО БРАТЬ СОТРУДНИКОВ, СОРАЗМЕРНЫХ ТВОЕЙ КОМПАНИИ

«После того, как в 2017 году «подняла» первые инвестиции, появилась идея нанять квалифицированного менеджера по продажам. Ориентировалась на предыдущий опыт работы кандидата. Общалась лично. И если человек производил серьезное впечатление, то брала его на работу. Так в 2018 году взяла опытного продажника и… очень сильно обожглась.

В той истории я совершила несколько ошибок. Первая - специалист имел на самом деле хороший опыт работы в нашей сфере - производстве здорового питания, но в очень крупных компаниях. Теоретически он мог поставить наш продукт на полки всех торговых сетей, однако наша компания к такому рывку была не готова. Вторая ошибка - он для нас был чрезвычайно дорог. Его зарплата отличалась в разы от того, что получал любой другой сотрудник офиса. И третье - я ошибочно полагала, что чем дороже стоит сотрудник, тем он лучше работает. На самом деле это вообще не так. Более того, если деньги для сотрудника - единственная мотивация работать в компании, то это плохой сотрудник. Продажники - не исключение.

Сейчас мне кажется, что на старте бизнес-проекта нужно брать людей, соразмерных твоему предприятию. То есть с опытом, но не в промышленных гигантах. Компания должна развиваться постепенно. А сотрудника должна привлекать личность основателя, история создания и сам продукт, который производит стартап».

Первый менеджер по продажам теоретически мог поставить продукцию на полки крупных торговых сетей, но тогда компания к такому рывку не была готова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ «РЕВОЛЮЦИИ»

«Если не брать в расчет историю с пандемией, то привлекать персонал на производство проще. В основном работаем с ребятами из СНГ. Да, у них нет мотивации из разряда «мы делаем гранолу, продвигаем ЗОЖ в России», но они качественно выполняют свою работу, а мы достойно оплачиваем.

Я несколько раз работала с русскими ребятами на производстве. Случались жуткие истории. Например, как-то раз мы заранее согласовали с бригадой переход с пятидневного графика работы на режим два дня через два. На следующее утро звонит заведующий производством: не вышли на работу - передумали. Русский парень всю бригаду подбил на бунт. Якобы он посчитал и ему показалось, что зарплата будет ниже. Остальные, в том числе и мигранты, пошли за ним. В итоге уволить пришлось всех. Я считаю, что когда работники начинают выкручивать руки работодателю, ставят ультиматумы, то увольнение - единственно верное решение. Потому что дальше нормального общения уже не будет».

ШАНТАЖ И СМЕНА ПЯТИ БУХГАЛТЕРОВ

«Для меня кадровый вопрос - самый сложный в бизнесе. В этом году в офисе сменилось пять бухгалтеров. Самый вопиющий случай произошел в начале первой волны пандемии. Я перевела офис на удаленку: сотрудники приезжали по графику - не больше одного человека в день. Бухгалтеры - в том числе.

В нашей организации они подписывают документы электронной цифровой подписью (ЭЦП). Установить цифровую подпись на свой MacBook я не могу - невозможно технически. Поэтому одна из бухгалтеров ушла на удаленку вместе с рабочим ноутбуком, где установлена ЭЦП. А дальше она пропала. Просто перестала отвечать на звонки и каким бы то ни было образом выходить на связь.

Стало понятно, что, помимо ее паспортных данных, официальной прописки и номера мобильного телефона, я о ней не знаю ничего. Телефон не отвечает. Живет ли она по месту регистрации? Во мне включился следователь. Нашла бухгалтера в соцсетях, затем - страницы мужа, детей, теть и дядь. Всех просила помочь с ней связаться.

Сначала я думала, что с ней что-то случилось. Может, здоровье подвело. А потом стало понятно, что «случился» запой. Необходимо было забрать ноутбук и попрощаться с человеком. Появилась она через неделю и объявила, что отдаст компьютер только после того, как я отдам зарплату. Посоветовалась с главным бухгалтером - отдали деньги, получили компьютер. В апреле распрощались с человеком».

На производстве у Елены в основном работают выходцы из СНГ. Русские бригады тоже были, но с ними были связаны неприятные инциденты

ДАЖЕ ПЛОХОЙ РАБОТНИК ЗАЩИЩЕН ГОСУДАРСТВОМ

«Самое неприятное было в том, что в мае она снова появилась и сообщила, что мы якобы уволили ее не по той статье (по соглашению сторон, а не по собственному желанию), и она почему-то подумала, что может оспорить это решение. Поэтому потребовала выдать зарплату еще за полтора месяца, иначе угрожала сообщить о «нарушении» в Трудовую инспекцию.

У нас небольшая компания. Отдела кадров на предприятии нет - оформлением трудовых отношений с работниками я занимаюсь вместе с главбухом. Разумеется, проверка нам не нужна. Но и в данной ситуации я решила не вестись на шантаж. Судя по всему, человек блефовал. Сейчас уже декабрь, а проверка до сих пор не приходила.

После этого случая я поняла, почему в больших компаниях собирают данные о работниках. Все сотрудники нашей компании заполнили подробные анкеты с указанием контактов ближайших родственников, чтобы в аналогичных ситуациях я могла их найти.

Принято считать, что Трудовой кодекс плохо защищает работника. Но на самом деле он гораздо хуже настроен по отношению к работодателю. В Америке любого сотрудника увольняют «прямо сейчас» и не будет никаких историй с двумя окладами и компенсацией неотгулянных отпусков. В России ситуация другая. Человек вовремя приходит и уходит, создает видимость работы и не хочет увольняться сам? У работодателя практически нет законных рычагов для его увольнения».

Цитата героев

Елена Наумова

«Я считаю, что когда работники начинают выкручивать руки работодателю, ставят ультиматумы, то увольнение - единственно верное решение. Потому что дальше нормального общения уже не будет».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

История 6/6

Заболела коронавирусом и выявила системный недочет в бизнесе

Основатель компании Granola.Lab Елена Наумова в декабре переболела коронавирусом. Болезнь проходила тяжело — температура достигала 39,5 градусов. В те непродолжительные моменты, когда жар все-таки отступал, предприниматель управляла бизнесом с больничной кровати. К каким она пришла выводам и к чему планирует стремиться в 2021 году?

Да, почти все сейчас можно делать через интернет. Но, если на вас как предпринимателе завязано слишком много процессов, неожиданная болезнь может сильно отразиться на бизнесе

ОДНА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ? ЭТО БОЛЬШОЙ РИСК!

«В конце 2020 года я переболела ковидом. Компьютерная томография показала 45% поражения легких. В больнице я провела 10 дней. Это экзистенциальный опыт. К своим почти 32 годам я ни разу не лежала в больнице, а тут такое... Первую неделю врачи не могли сбить температуру — она постоянно возвращалась. Это был какой-то бесконечный круг. И хоть я и не в группе риска, от ковида умирают в любом возрасте. И это было страшно. А параллельно с этим вскрылось несколько системных недочетов в бизнесе.

Одна из ключевых проблем — в Granola.Lab все основные процессы завязаны на мне: я оплачиваю счета, только у меня есть доступ к банку, только я общаюсь с некоторыми клиентами. Фактически меня „выключило“ из работы почти на весь декабрь. Моя команда большие молодцы, они справились. Мне присылали только счета на оплату. В перерывах между высокой температурой я их оплачивала, даже пыталась вести какие-то переговоры, хотя, конечно, это было не очень эффективно. Поэтому в планах на 2021 год — снизить риски. Все же не очень правильно, что все бизнес-процессы завязаны на одном человеке. Я хоть и железный предприниматель, но оказалось, что тоже могу заболеть».

В отличие от США, в России пока нет культуры потребления гранолы. Россияне как правило завтракают кашей, яичницей или бутербродами

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: ЭКСПОРТ В УЗБЕКИСТАН И США

«Очень надеюсь, что пандемия в этом году пойдет на спад и мы сможем заниматься развитием экспорта в полном объеме. Почему я вижу в этом потенциал?

Во-первых, рынок ЗОЖ (здорового образа жизни. — „КП“) у нас в стране только раскачивается. В начале января я была в Америке (улетала, чтобы немного восстановиться после болезни) и прекрасно понимаю, что там рынок для гранолы большой. Там она входит в культуру потребления: на завтрак они едят хлопья, мюсли и гранолу. Американцев не нужно к этому приучать. В отличие от россиян, которые с утра чаще едят яичницу, бутерброды, а в лучшем случае — овсяную кашу. Мы с конкурентами только растим рынок, воспитываем потребителя под себя.

Во-вторых, у нас достаточно большое количество ингредиентов завязано на валюту. Причем часть из них мы на самом деле покупаем за доллары, а другие — хоть и за рубли, но цена на них жестко реагирует на курс валют (речь о миндале, сублимированном манго и ягодах). Рубль дешевеет, доллар дорожает — что получаем? Рост цен! При этом мы не можем быстро повышать цены на свою продукцию. Во многих договорах с торговыми сетями указано, что о повышении цен необходимо предупредить за два месяца. И такие переговоры часто проходят со скандалом.

Да и я понимаю, что наши клиенты не богатеют. Повышать цены до бесконечности — это не выход. Поэтому для нас экспорт — это возможность сократить валютные риски. Если у нас вырастет объем валютной выручки, мы сможем снизить себестоимость производства. Кроме того, для компании это потенциал роста. И я сейчас говорю не только об Америке. Мы уже экспортируем гранолу в Беларусь и Казахстан. Общались с представителями Узбекистана и даже напечатали упаковку на узбекском. Надеюсь, в 2021 году сделаем туда первую поставку».

Планы на ближайший год - провести ребрендинг, добавить новые вкусы и выйти на зарубежные рынки

ЦЕЛЬ - НАЙТИ ИНВЕСТОРА И ЗАНЯТЬ 20% РЫНКА В РОССИИ

«Несмотря на всю ситуацию с коронавирусом, прошлый год оцениваю позитивно. Конечно, нашу ситуацию не сравнишь с ресторанами или салонами красоты, которые в какой-то момент полностью лишились клиентов. Но все же общий невроз сказался и на нас: продажи могли бы быть гораздо лучше, если бы не пандемия. Поэтому считаю отличным фактом, что мы удержали выручку 19-го года и даже немного выросли.

Подводя небольшие итоги, можно сказать, что в данный момент мы уперлись в потолок. Сейчас можем производить не больше полутора тонн гранолы в сутки. И этих объемов уже не хватает. Поэтому сейчас находимся в поиске инвестора. Чтобы больше производить, необходимо увеличивать производственные мощности. Тем более что в ближайшие месяцы может осуществиться моя мечта — встать на полку „Перекрестка“. Уже ведем с ними переговоры.

Кроме того, в этом году запланирован масштабный ребрендинг. Обновим всю линейку продукции и в плане дизайна, и в плане вкусов (считаю, мы немного застоялись на месте, нужно что-то менять). Ведем переговоры с одним известным брендом о коллаборации (совместном проекте. — „КП“). Думаю, если все сложится и удастся привлечь дополнительные инвестиции, то к концу 2021 года Granola.Lab увеличит свою долю на рынке до 20%».

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СТАЛО МОИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

«Безусловно, моя жизнь за последние годы изменилась довольно сильно, но жалею ли я, что стала предпринимателем? Нет, и как бы ни было сложно, я ни разу не думала, что на моей работе в найме было лучше. Будучи предпринимателем, я попробовала множество профессий — от курьера до маркетолога, от повара до генерального директора. Ни одна работа не дала бы мне такого опыта.

Правда, моя работа в найме (а я работала корреспондентом на телевидении) тоже была довольно нервозной. Но на ней я научилась быстро думать, быстро принимать решения и руководить пусть небольшой, но командой. Поэтому я очень благодарна этому опыту. А что касается графика — сейчас он у меня гораздо спокойнее. Единственное, чего мне не хватает — отдыха, когда я могу на 100% отключиться от всех процессов. Физически у меня есть выходные, но я всегда держу руку на пульсе — не выключаю телефон, чтобы тут же включиться в процесс, если вдруг что-то случится, думаю о предстоящих задачах, строю планы. Но сейчас я понимаю, что предпринимательство стало моим образом жизни и на 100% отвечает моим интересам».

Цитата героев

Елена Наумова

«Будучи предпринимателем, я попробовала множество профессий - от курьера до маркетолога, от повара до генерального директора. Ни одна работа не дала бы мне такого опыта».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

Г

Галина

Ну какая молодец, просто я в восторге. Где мои молодые годы- может внуков надоумить

Г

Галина

И ещё : а вы принимаете инвестиции - я бы вложилась

Бизнес-истории

Мысли и действия основателей московских компаний — от старта до прохождения турбулентности-2020.

Новости

Чек-листы

Понятные пошаговые инструкции — о том, как получить максимум от сервисов развития малого бизнеса Москвы.

1/6
Кэшбек для бизнеса
Как вернуть часть потраченных денег?
2/6
Полетит — не полетит
Как оценить коммерческий потенциал стартапа?
3/6
Проверить инновацию
Как испытать новое решение на практике до выхода на рынок?
4/6
Бизнес-старт
Как открыть свое дело в столице?
5/6
«Этот парень со мной»
Как получить поручительство для кредита на свое дело?
6/6
Охота за границу
Как оценить экспортный потенциал компании и найти перспективный рынок сбыта?

FAQ

Ответы на самые часто задаваемые вопросы Департаменту предпринимательства и инновационного развития Москвы

Появилось много антиковидных требований и рекомендаций. Где посмотреть их полный список, чтобы не налететь на штраф?

Действительно, ограничений, связанных с пандемией, довольно много. Поэтому Штаб по защите бизнеса в Москве подготовил удобную и понятную инструкцию для столичных предпринимателей, как защитить бизнес от штрафов. Ее можно посмотреть по этой ссылке.

Информационно-справочный документ проработан со столичными органами контроля и надзора и носит рекомендательный характер. В его основу легли действующие рекомендации Роспотребнадзора, указы Мэра Москвы, приказы и распоряжения профильных органов исполнительной власти Москвы.

По этой же ссылке можно скачать пакет документов, которые необходимо заполнить и хранить на точке — на случай прихода проверяющих. А также — макет креативной наклейки, которую можно распечатать и приклеить на входе.

Появилось много антиковидных требований и рекомендаций. Где посмотреть их полный список, чтобы не налететь на штраф?

Я оплатил повышение квалификации сотрудника по не самой распространенной специальности. Есть перечень специальностей, по которым компенсируются затраты на обучение?

Да, подходят все специальности, включенные в Общероссийский классификатор специальностей по образованию, ознакомиться можно тут.

Компенсируется также обучение по программам: Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA) Мастер делового администрирования (высший управленческий уровень) — Executive Master of Business Administration (EMBA) Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (MPA).

Я оплатил повышение квалификации сотрудника по не самой распространенной специальности. Есть перечень специальностей, по которым компенсируются затраты на обучение?

У меня небольшой стартап, сфера IT, инновационный продукт. Может ли государство мне как-то помочь в развитии, найти инвесторов, партнеров?

В Москве запустилась специальная программа для технологических стартапов — Start Hub Moscow! Это проект, где молодые компании, инвесторы и крупный бизнес объединены в единую экосистему. Организатором выступает Агентство инноваций Москвы, подведомственное ДПиИР.

В рамках Start Hub будут проходить воркшопы, вебинары, питч-сессии, бизнес-завтраки и тематические мероприятия, будет работать специальная программа развития бизнеса, будет организован нетворкинг с привлечением корпораций и инвесторов.

В образовательной программе Start Hub эксперты и трекеры будут помогать стартапам дорабатывать и выводить технологические продукты на новый уровень, а также улучшать бизнес-показатели.

Стать резидентом площадки Start Hub может любой стартап, у которого уже есть готовый продукт или MVP. Для этого нужно подать заявку на сайте до 15 декабря.

У меня небольшой стартап, сфера IT, инновационный продукт. Может ли государство мне как-то помочь в развитии, найти инвесторов, партнеров?

Так много всего для предпринимателей! Как выбрать, что подойдет именно мне?

Московские предприниматели (компании, ИП и самозанятые) могут воспользоваться интерактивным помощником. Он подскажет, какие финансовые, налоговые, имущественные, правовые меры поддержки подходят конкретному бизнесу, и подберет для каждого предпринимателя образовательную программу.

По указанным при регистрации данным цифровой помощник подберет подходящие механизмы поддержки. Отдельное направление — антикризисные меры для предпринимателей, принятые в этом году. Например, сервис учитывает, относится ли компания к наиболее пострадавшим отраслям экономики.

Интерактивный помощник проводит экспресс-проверку по следующим блокам: «Обучение», «Меры поддержки», «Онлайн-продукты». В отдельном блоке собрана информация о городских субсидиях для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Так много всего для предпринимателей! Как выбрать, что подойдет именно мне?

Где можно ознакомиться с подборкой инновационных решений в Москве? Часто встречаю информацию про технологический прогресс и прорывные решения, что в Москве много компаний, занимающихся развитием инноваций. Но вся эта информация разрозненная…

На специально созданной онлайн-платформе «Карта инновационных решений». Здесь можно посмотреть информацию о технологических продуктах и сервисах, которые создали российские компании.

Чтобы найти интересующее решение, необходимо выбрать в виртуальном каталоге сферу его применения, например «Торговля и услуги», «Туризм и отдых», «ЖКХ», «Здравоохранение» и т. п. Для удобства пользователей в каждой сфере есть специальные фильтры, которые позволят увидеть конкретные решения. Например, в разделе «Здравоохранение» можно выбрать фильтры «Здоровое питание», «Роботизированные системы» или «Мониторинг здоровья пациентов». На «Карте инновационных решений» представлены цифровая операционная для обучения медиков, домофоны с технологией распознавания лиц, мобильные роботы для перевозки грузов на складах и многое другое.

«Карта» также полезна создателям инновационных продуктов и заказчикам, чтобы найти друг друга.

Где можно ознакомиться с подборкой инновационных решений в Москве? Часто встречаю информацию про технологический прогресс и прорывные решения, что в Москве много компаний, занимающихся развитием инноваций. Но вся эта информация разрозненная…

Я могу рассчитывать на поддержку города, если компания зарегистрирована в Москве, но физически нахожусь в Подмосковье?

Да, поддержку Правительства Москвы могут получить компании, зарегистрированные в Москве не менее полугода.

Я могу рассчитывать на поддержку города, если компания зарегистрирована в Москве, но физически нахожусь в Подмосковье?

У меня бизнес зарегистрирован в Московской области/другом регионе, но я москвич, мне полагаются все меры поддержки бизнеса?

Меры поддержки ДПиИР подходят только компаниям, официально зарегистрированным в Москве.

У меня бизнес зарегистрирован в Московской области/другом регионе, но я москвич, мне полагаются все меры поддержки бизнеса?

Я предприниматель. Хочу воспользоваться поддержкой Правительства Москвы. Как узнать, что у вас есть, с чего начать?

О городских мерах поддержки малого и среднего бизнеса можно узнать на сайте.

— Начните с раздела «Субсидии», где можно подобрать субсидию по ИНН. Тут же можно оставить заявку на получении субсидии или на консультацию по вопросам получения компенсации. С вами свяжется специалист и подробно расскажет о том, как получить субсидию.

— В разделе «Акселераторы» вы можете найти бизнес-акселератор, пройти обучающую программу на практике, что даст рывок в развитии вашего бизнеса.

— На сайте представлены еще несколько разделов с основными мерами поддержки. Не торопитесь, изучите все.

Я предприниматель. Хочу воспользоваться поддержкой Правительства Москвы. Как узнать, что у вас есть, с чего начать?

Как компенсировать затраты на образование сотрудников? Субсидия выдается на уже понесенные расходы или возможно компенсировать будущие затраты при наличии договора на оказание образовательных услуг?

Субсидия выдается только на уже понесенные затраты, т.е. необходимо представить платежное поручение, показывающее, что обучение уже оплачено. Неважно, закончил ваш сотрудник курс или еще продолжает учиться.

Подать заявку можно до 16 ноября на сайте.

Как компенсировать затраты на образование сотрудников? Субсидия выдается на уже понесенные расходы или возможно компенсировать будущие затраты при наличии договора на оказание образовательных услуг?

Хочу вступить в сообщество предпринимателей, обмениваться опытом, встречаться, завести полезные деловые знакомства. Есть у вас подобный «клуб»?

Да, есть подобный сервис для нетворкинга на базе Цифрового делового пространства.

Сервис позволит получать полную информацию о мероприятиях ЦДП, завести эффективные деловые знакомства, пообщаться с участниками мероприятия, а также получать рекомендации на основе интересов пользователей.

В ЦДП проходят бизнес-мероприятия различного уровня: от небольших лекций и семинаров до масштабных конференций и форумов.

Хочу вступить в сообщество предпринимателей, обмениваться опытом, встречаться, завести полезные деловые знакомства. Есть у вас подобный «клуб»?

Есть ощущение, что мои права нарушаются со стороны административных инстанций. К кому обратиться за консультацией?

Во всех случаях, когда нарушаются права предпринимателя, если происходит бездействие или неправомерные действия кого-либо из представителей органов власти Москвы, или предпринимателю не отвечают по существу, «не слышат», — обращайтесь в Штаб по защите бизнеса.

Кроме того, если у вас есть идеи по тому, как улучшить условия ведения бизнеса в столице, также пишите либо звоните в Штаб.

Подать обращение можно онлайн shtab@mos.ru, по телефону горячей линии: +7 495 620-20-45, или приходите на личный прием к специалистам Штаба по защите бизнеса.

Есть ощущение, что мои права нарушаются со стороны административных инстанций. К кому обратиться за консультацией?

Хочу начать развивать бизнес за рубежом. Есть какая-то поддержка Правительства Москвы?

Да, московским экспортерам помогает Московский экспортный центр, входящий в структуру ДПиИР:

• Компенсация затрат на экспорт до 10 млн рублей
• Бесплатные вебинары, тренинги и мастер-классы по темам внешнеэкономической деятельности
• Бесплатное размещение на ведущих маркетплейсах
• Персональные аналитические исследования экспортных рынков
• Финансирование участия в бизнес-миссиях и международных выставках
• Персональный подбор иностранных покупателей

Подробности на сайте.

Хочу начать развивать бизнес за рубежом. Есть какая-то поддержка Правительства Москвы?

При реорганизации компании (в виде присоединения компании к другой, тоже московской) будет ли она в порядке правопреемства претендовать на субсидии?

ИНН заявителя на субсидию должен совпадать с ИНН компании, которая попадает под условия субсидирования, только в таком случае можно претендовать на возмещения. Если в процессе реорганизации компания была поглощена другой компанией, то претендовать на субсидию она не может.

При реорганизации компании (в виде присоединения компании к другой, тоже московской) будет ли она в порядке правопреемства претендовать на субсидии?

Новости