Арчаковы
Сергей и Ольга

Журналист «КП» Сергей Арчаков вместе с женой ради журналистского эксперимента открыли в 2020 году семейный бизнес: шахматную школу для детей. Описываем путь предпринимателей, начавших свое дело в период пандемии.

Истории обновляются каждую неделю. Подписаться
Истории обновляются каждую неделю. Подписаться
Расскажите свои бизнес-истории
Получите возможность бесплатного продвижения.

История 1/6

Ход конем: открыли шахматную школу за 3 дня до пандемии

Сергей Арчаков рассказывает, почему с женой решили стать предпринимателями и как искали первую бизнес-идею

Сергей и Ольга Арчаковы, мечтающие о своем доходном бизнесе.

Пожалуй, каждый второй бизнес-журналист хочет попасть по другую сторону диктофона. Не брать интервью у крупных предпринимателей, а самому стать таким же. Вот и наш коллега, журналист «КП» Сергей Арчаков, чем чаще ходил на бизнес-форумы и писал истории успеха, тем больше хотел понять: «А каково это - быть предпринимателем?». В конце прошлого года Сергей вместе с женой Ольгой перешли от мыслей и сомнений к делу.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С БИЗНЕС-ФОРУМОВ

«Весной 2019 года во время Московской недели предпринимательства проходил Фестиваль франшиз. Предложений от компаний из России, Франции, Италии и Китая было море: хлебопекарни, кафе, косметика, медтехника, оборудование, курсы английского, скорочтения и много чего еще. У одних паушальный взнос (это стоимость входного билета, которая не возвращается) - 400 тысяч рублей, у других - под миллион. Примерил на себя роль бизнесмена: дорого, рискованно и слишком масштабно для меня.

Но потом в течение года я был на разных бизнес-форумах, брал интервью у крупных бизнесменов. И мысль стать предпринимателем все чаще стала появляться в моей голове. Мы с женой Ольгой всю жизнь работали в найме. Я - в журналистике. Она - в HR (профессиональный подбор персонала). То есть даже начального бизнес-опыта у нас не было. Тем не менее в декабре 2019 года мы решили попробовать стать предпринимателями. Хотя бы в качестве журналистского эксперимента».

ВЫБОР - САМОЕ ТРУДНОЕ

«Новичкам лучше брать франшизу. Во-первых, потому что мы неопытны и нам нужна проверенная бизнес-модель. Во-вторых, потому что в свои идеи пришлось бы вложить в разы больше. Будущий бизнес мы хотели совместить с интересами детей. В тот момент сыну Андрею было 13 лет, дочери Ладе - 5. Сузили выбор - стали искать что-то развивающее. К тому же в любой кризис родители меньше всего экономят на детях. Самые распространенные «франшизы» в сфере развития - скорочтение и ментальная арифметика. Главным семейным аналитиком в «детском бизнесе» стала жена Ольга.

Скорочтение отлично развивает интеллект. Здесь смысл даже не в том, чтобы быстро читать, а что развиваются оба полушария. Плюс - это нужно и детям, и взрослым: польза реальная. Даже терапевтический эффект есть. Минус - франшизы известных компаний стоят около миллиона. А еще курс скорочтения - короткий. Отучилась группа детей пару месяцев - набирай новых учеников. И очень большая конкуренция: только у нас в 7 км от дома (Лосиноостровский район) мы насчитали больше десятка всяких «скорочтений».

Ольга выяснила, что еще ментальная арифметика на подъеме. Но это просто навык быстро считать в уме, мода на эту восточную методику может скоро пройти. По цене более или менее раскрученные франшизы начинаются от 600 тысяч рублей (дорого), причем «менталок» тоже очень много.

В январе 2020 года мы искали школу шахмат для своих детей - дочка заинтересовалась. Подходящей нам школы в своем районе не нашли: то место - не припаркуешься, то в здании сильно неопрятно. И вообще шахмат оказалось мало. И вдруг мы поняли: так вот же она, идея!»

ПОИСК ПОМЕЩЕНИЯ, РЕМОНТ И ПЕРВЫЙ КЛИЕНТ

«С франшизой мы определились за месяц. До этого присматривались к методикам обучения десятка компаний: EduChess, «Русская шахматная школа», «Лабиринты шахмат», «Шахматная школа №1», «Олимп», «Этюд»... Оказалось, что многие вообще не масштабируют свой бизнес через партнеров, и в «шахматах» франшизу продают считанные компании. Мы выбрали франшизу школу «Феномен». Паушальный взнос - 189 тысяч рублей. Посчитали другие затраты, поняли, что нам это по карману. Хотя и пришлось залезть в депозит.

Помещение выбирали по своим критериям. Должны быть: удобная парковка, рядом инфраструктура для родителей (пока дети занимаются, мамы идут в магазины, папы моют автомобиль или пьют кофе), чистое ухоженное здание, место для вывески.

Обратились за консультацией в Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы (ДПиИР). Выяснили насчет ОКВЭДов (видов экономической деятельности) и системы налогообложения. Выбрали УСН 6%. Кроме того, оператор дала список муниципальных помещений по льготной цене. Посмотрели, но подходящего здания не нашли. Сняли помещение в небольшом торговом центре.

Чтобы сэкономить, всю сборку мебели мы сделали сами.

Ремонт на 30 кв. м обошелся в 49 тысяч рублей (работа) + 20 тысяч (материалы). Сделали «косметику», электрику, хороший свет, стеной отделили раздевалку от общей комнаты. Управились за две недели. Сам подвозил стройматериалы.

Пока я контролировал ремонт, Ольга нашла двух тренеров по шахматам. 17 марта нам привезли столы, шахматные доски. Дали пост в Instagram. Откликнулись наши друзья, живущие неподалеку. Первым учеником стал их 6-летний сын».

Вечерами после моей основной работы мы с Ольгой развешивали портреты чемпионов мира по шахматам.

ЗАКРЫТЬСЯ ИЛИ ПОЙТИ ВА-БАНК?

«Первое занятие мы провели 20 марта. А 23-го мэр объявил в Москве «пандемическое предупреждение», с 30-го был введен режим самоизоляции.

Мы оплатили 42 тысячи рублей за первый месяц аренды помещения. Впереди были затраты на рекламу, на оплату тренеров. Что дальше? Закрыться, едва начав, или пойти ва-банк?

Жена изложила свои аргументы: «Шахматы популярны больше 5000 лет, это раз. Мы потратили уйму денег, это два. И у нас есть первый ученик, уже оплативший абонемент, это три. Значит, надо продолжать».

«В итоге мы решили рискнуть и сделать ход конем…»

О дальнейших перипетиях развития бизнеса Сергея и Ольги Арчаковых - в следующей серии дневников.

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«Мы поняли, что нам, новичкам, лучше брать франшизу. Во-первых, потому что мы неопытны и нам нужна проверенная бизнес-модель. Во-вторых, потому что в свои идеи пришлось бы вложить в разы больше».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

История 2/6

Весной мы обрадовались: хорошо, что у нас шахматы, а не футбол

Напомним, Сергей вместе с женой Ольгой открыли шахматную школу буквально за несколько дней до объявления режима самоизоляции. То есть вложили деньги, а успели провести только несколько занятий. Выбор был тяжелым: то ли бросить все, едва начав, то ли пойти ва-банк. Супруги выбрали второе. Вот что из этого получилось.

Во время карантина в помещении школы играли только со своими детьми

ПЛЮСЫ ФРАНШИЗЫ И СИЛА КОЛЛЕКТИВНОГО ОПЫТА

«В апреле мы с Ольгой решили, что, несмотря на все прогнозы экспертов о спаде экономики, попытаемся вернуть вложенные 400 тысяч рублей и будем делать все, чтобы приумножить доходы. Первым делом поставили себе четкую цель - к марту 2021 года привлечь в нашу шахматную школу на офлайн- и онлайн-занятия 150 постоянных учеников и выйти на стабильный доход в 500 тысяч рублей в месяц. И тут мы поняли большой плюс франшизы. Она оказалась хороша двумя вещами. Во-первых, тем, что у головной компании есть готовая база - методика преподавания, учебники, стратегия развития, рекламные материалы, бесплатная для нас CRM (система учета клиентов и сделок). Во-вторых, тем, что у всех франчайзи появляется некий коллективный опыт. И поскольку мы друг другу не конкуренты, потому что находимся в разных городах и разных районах, то все друг с другом активно делятся любыми полезными находками».

ИЗ ОФЛАЙНА В ОНЛАЙН

«Как только посещение массовых мест оказалось под запретом, стратегия традиционных офлайн-занятий оказалась бесполезной. Мы поняли: нужно переходить в онлайн. И даже немного обрадовались. Хорошо, что у нас не школа футбола или карате, ведь там без реальных занятий невозможно. Но тут возникли трудности. Во-первых, вся стратегия развития головной компании строилась на групповых офлайн-занятиях. И решения по переходу на онлайн нам самим пришлось изобретать на ходу. Во-вторых, франшиза давала право вести бизнес от имени бренда только на конкретной территории. За ее пределы выходить нельзя, или покупай еще одну франшизу. Но как сочетать физическую границу и онлайн? Мы стали разбираться с программами видеоконференций, адаптировали в них шахматы. Прогресс пошел. Сначала давали таргетированную рекламу на онлайн-занятия только на конкретные территории Москвы. Но поток клиентов быстро иссяк. И мы стали расширять рекламу на всю Москву и Подмосковье. В то же время на онлайн-занятия стали переходить и конкуренты».

На время карантина занятия пришлось перенести в онлайн

ШАХМАТЫ + АНГЛИЙСКИЙ

«Встал вопрос, как выделиться из общей массы. Нужно было придумать такую фишку, чтобы из всех «онлайнов» московские родители выбрали именно нашу школу. В какой-то момент у нас появилась идея: оба найденных Ольгой тренера свободно говорят на английском. То есть ученики могут заниматься шахматами и дополнительно получать языковую практику. Решили, что будем предлагать эту дополнительную услугу клиентам. Забегая вперед, скажу: этот расчет сработал. У нас появились и русские ученики, чьи родители хотят, чтобы они подтянули английский, и дети экспатов, живущих в Москве, и даже ученики из США. Нас посоветовали их российские друзья.

9-летний Коля решает шахматные задачи и одновременно говорит с преподавателем на английском

Оказалось, что русские шахматы - как русский балет. Наша методика считается одной из лучших в мире. Плюс для американцев российские расценки оказались очень выгодными. Из-за разницы во времени мы долго подбирали под них расписание, но в итоге нашли устраивающий всех вариант. Несмотря на переход в онлайн, цены мы снижать не стали, решили брать другим. Сделали более индивидуальный подход, сократив число учеников в группе до 6 человек. И увеличили время занятия. Если конкуренты брали те же деньги за 45 минут, мы стали предлагать целый час».

АРЕНДОДАТЕЛЬ ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

«Весной головной болью стали платежи по аренде. Партнеры шахматной школы из разных регионов делились новостями: многие не договорились с владельцами помещений. И те, у кого было 3 - 4 офиса в разных частях города, закрыли половину. Мы знали, что в Москве все компании, снимающие под бизнес муниципальные помещения, получили льготу на оплату аренды. Вспомнили, как во время телефонных консультаций в феврале в Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы нам предлагали список таких муниципальных помещений, а мы выбрали коммерческий торговый центр. Могли бы не платить. Но кто ж тогда знал?!

Ремонт в помещении мы сделали за неделю до карантина, но три месяца не могли проводить в нем занятия

Пошли к владельцу торгового центра, где сняли офис. Объяснили, что арендовали офис и сделали в нем ремонт всего за несколько дней до начала карантина, то есть начать бизнес толком не успели. Попросили войти в положение и простить нам арендную плату на время запретов. Не передать, как мы ликовали, когда арендодатель пошел навстречу. Заключили допсоглашения к договору аренды - сначала до конца апреля, а потом - до конца карантина. По-джентльменски поступил и головной офис шахматной школы. Новым франчайзи дали отсрочку на полгода по оплате роялти - обязательного ежемесячного платежа. Благодаря всему этому в июне нам удалось выйти на первую ощутимую прибыль - 100 тысяч рублей в месяц. Немного выдохнули».

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«Мы стали проводить онлайн-уроки на английском языке. И оказалось, что русские шахматы - как русский балет. Наша методика считается одной из лучших в мире. Плюс для американцев российские расценки оказались очень выгодными».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

История 3/6

Бизнес против правил, или Учимся думать на 4 хода вперед

Сергей и Ольга Арчаковы открыли шахматную школу прямо перед пандемией, но смогли вовремя перестроиться на онлайн-занятия. Бизнес сохранили и даже стали получать небольшую прибыль. Но летом начались новые проблемы.

На работу с дизайнером и печать рекламных листовок ушло почти полтора месяца и 60 тысяч рублей

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ РЕКЛАМЫ

«Пока мы не платили с апреля по июнь за аренду офиса, прибыль у школы была. Но после снятия карантина арендные платежи вернулись. Плюс, начиная с июля, из Москвы на два месяца в сторону курортов или на дачи отправилось большинство горожан с детьми. Это съело всю прибыль.

В июле, когда нам разрешили работать в торговом центре, мы решили развивать очные тренировки. Стали размещать наружную рекламу: вывеску у здания торгового центра и большие рекламные постеры – на стенах школы. Но это оказалось непросто.

На работу с дизайнером ушло две недели и 15 тысяч рублей. Потом больше месяца искали дешевую, качественную и при этом комплексную типографию, где нам сделают все сразу. В августе получили рекламные пленки, наклейки, вывески – все установили. Дополнительно напечатали тысячу листовок формата А4. На это ушло еще 45 тысяч. Листовки размещали у подъездов и раздавали на детских площадках.

Отдача от рекламы у подъездов оказалась невысокой. От листовок – чуть больше. На 100 розданных нами лично листовок перезвонили несколько человек. Наш рейтинг эффективности рекламы такой: 1. Соцсети – таргетинг. 2. Раздача листовок в парках, возле школ и детских садов. 3. Посты в соцсетях. 4. Стационарная наружная реклама. 5. Реклама на подъездах.

Полугодовой рекламный опыт показал: в соцсетях больше рулит инстаграм. Если набрать 500 - 1000 подписчиков, аудитория родителей гораздо активнее реагирует на публикации. Таргетированная реклама школы – это дорого (от 1000 рублей в день), но именно «таргет» приводит основной поток детей на первое бесплатное занятие».

ВСЕ ЛИ МЫ ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕМ?

С июля нам разрешили проводить очные занятия, но многие ученики уехали с родителями на моря и дачи

«Из 40 детей, еще в начале августа посещавших наши онлайн- и офлайн-занятия, в начале сентября осталось 20 учеников. Многие пошли в 1-й класс. И родители взяли на месяц самоотвод – чтобы приспособиться к расписанию, нагрузкам. Но уже с 10-х чисел сентября начались новые коронавирусные настроения. Клиенты все чаще стали говорить, что сначала хотят дождаться определенности и после этого будут решать, что им делать.

На этом фоне у нас возникли классические вопросы: «Кто виноват и что делать?» Мы потратили 700 тысяч рублей, но так и не смогли поставить бизнес на ноги. Вспомнили фразу одной мудрой женщины-управленца: «Если вы все сделали совершенно правильно, то получите совершенно правильный результат». Задумались. Все необходимое для успешного бизнеса у нас вроде бы есть: методика, тренеры, ученики. Но все ли правильно мы делаем? Почему такой слабый финансовый результат?

Вспомнили еще одну фразу, которую я услышал на бизнес-тренинге: «В своем бизнесе в сложные времена нужно следовать двум принципам: усиливать сильное и обрезать лишнее сало».

Сильное направление сейчас – это занятия в онлайне. Его и решили развивать. А расходы, подумали, у нас и так оптимизированы. Можно было бы отказаться от офиса, но в него вложены большие деньги. Нет хотелось их терять.

Чтобы достичь своей количественной цели (150 постоянных учеников к марту 2021 года), мы каждый месяц должны увеличиваться минимум на 15–20 учеников. Поэтому решили больше денег вкладывать в рекламу в соцсетях».

Работой с клиентами в основном занимается Ольга

БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ И СУБСИДИИ ОТ ГОРОДА

«Ответы на свои вопросы я стал искать и в интернете. В том числе стал слушать бесплатные вебинары на платформе «Малый бизнес Москвы», созданной Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы. Там есть много полезного.

А Сергей отвечает за креатив - в том числе в рекламе

Самообразование вношу в график своих ежедневных дел. Ведь выигрывает тот, кто в курсе новых возможностей. Например, на днях увидели среди списка мер поддержки малого бизнеса субсидию на выплату паушальных взносов и роялти. Похоже, это наш случай. Прием заявок завершен, но обещают открыть в конце этого или в начале следующего года. Записались на оповещение об этом.

Мы с Ольгой с самого начала написали миссию нашей компании. Звучит она так: «Увлечь шахматами и научить «игре королей» как можно больше детей в России. Помочь каждому желающему развить себя, а кое-кому и открыть в себе потенциал гроссмейстера. Дать ученикам интеллектуальный навык просчитывать свои действия на 4 хода вперед. Или дальше». Казалось бы, зачем нужна миссия?

Но именно она помогает нам сейчас – в сложные времена, когда денег и усилий потрачено много, а прибыли нет. Такой дальний прицел, высокая линия горизонта позволяет не останавливаться и не опускать руки. Миссия напоминает, что мы работаем не только ради сегодняшнего рубля, а ради более высокой цели. Но, естественно, так не может продолжаться вечно. Любой бизнес должен быть прибыльным».

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«Сильное направление сейчас – занятия в онлайне. Его и будем развивать. А насчет «обрезать лишнее сало», расходы у нас и так оптимизированы. Можно было бы отказаться от офиса, но в него вложены большие деньги. Нет смысла их терять».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

История 4/6

Сила мечты, или Как 14-летний сын заставил нас поверить в себя

В этой части дневника Сергей и Ольга Арчаковы, развивающие свою шахматную школу, рассказывают, как их сын Андрей дополнил семейный бизнес… и начал снимать кино.

Андрей самостоятельно нашел продюсера и съемочную группу, а также руководил этими взрослыми на съемочной площадке

МИЛЛИОН - НА СЪЕМКИ ФИЛЬМА

«Оглядываясь немного в прошлое, мы ясно видим, что на решение открыть бизнес в немалой степени повлияли успехи нашего сына. Андрей с 11 лет - актер кино и дубляжа. В портфолио – два десятка фильмов. Успел сняться в сериале «След», поработать на одной площадке с Павлом Деревянко и Данилой Козловским и даже озвучить маленького Джона Коннора в новом дубляже культового голливудского фильма «Терминатор 2». Вся работа по дубляжу и съемкам оплачивается. Так что на свои увлечения Андрей зарабатывает сам.

В ноябре прошлого года он принял участие в конкурсе на одном из федеральных телеканалов. На кону был миллион рублей. Ее получал тот, кто смог бы убедить жюри, что его мечта достойна. Андрей с 11 лет мечтал снять фильм про Екатерину Великую - записывал мысли, изучал биографии семьи Романовых, историю России. И был уверен, что однажды станет режиссером и снимет фильм или сериал про императрицу. С этой мечтой мы приехали на конкурс.

Снять фильм про Екатерину Великую было давней мечтой сына. И когда она начала реализовываться, это вдохновило родителей начать собственный бизнес

После того как Андрей рассказал о замысле, известные люди в жюри только пожали плечами… Но не успели мы расстроиться, как один из них встал и сказал: готов дать мальчику миллион, не дожидаясь финала конкурса, но с одним условием - фильм должен снимать сам Андрей, без папы и мамы. Так мы познакомились с создателем компании Natura Siberica Андреем Трубниковым... А с декабря 2019 года с головой окунулись в киноиндустрию.

Андрей все делал сам - сочинял сценарий, делал раскадровки, звонил и договаривался об условиях аренды залов Зимнего и Царскосельского дворцов в Петербурге, а позже - усадьбы Кусково в Москве, нашел артистов, продюсера, провел кастинги, выбрал костюмы. Продюсер привела с собой съемочную команду… В этот момент мы с Ольгой увидели: как бы заезженно это ни звучало, но любая мечта осуществима. Тогда-то мы и решились на создание шахматной школы».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ АНДРЕЙ ОПЛАТИЛ САМ

«Этот год стал для нашей семьи очень насыщенным. Параллельно шло сразу несколько процессов: основная работа, открытие и развитие шахматной школы, подготовка к съемкам фильма. В начале года мы заключили со спонсором договор оказания спонсорской помощи на производство короткометражного художественного исторического фильма. Из-за пандемии у Андрея было время хорошенько подготовиться.

Родители помогали в съемках фильма только организационно. В творческий процесс не вмешивались

А мы сосредоточились на спасении нашей школы.

Киносъемки начались только в июле. Оказалось, что кино состоит не из тысячи, а из нескольких миллионов мелочей и нюансов. Разделились так. Ольга активно занималась шахматной школой, а я помогал сыну на съемках. В основном по организационной части, чтобы он мог спокойно заниматься творческой частью. К августу мы отсняли все. Сейчас идет так называемый постпродакшн (монтаж, чистовое озвучание и прочее).

По бюджету мы почти уложились в 1 миллион рублей, хотя профи в кино понимают, что для исторического фильма (пусть даже короткого метра) этого мало. Но многие члены команды взяли символическую плату только потому, что хотели из профессионального любопытства поучаствовать в проекте, которым руководит 14-летний режиссер. К слову, когда затраты вышли за миллион, Андрей настоял, что оплатит дополнительные расходы сам - из заработанных дубляжом и на съемках в кино денег».

Сейчас идет так называемый «постпродакшн». То есть окончательный монтаж и озвучка

ТРАМПЛИН В КИНОБИЗНЕС

«Шахматная школа у нас открыта на ИП Ольги. Смешивать денежные потоки и разные сферы деятельности мы не захотели. Поэтому спонсорский миллион рублей поступил на счет моего ИП. Прибыль по этому проекту мы не получили. Но встал вопрос: нужно ли будет платить какие-то налоги, считается ли этот миллион выручкой? Или здесь есть исключение для целевой спонсорской помощи на некоммерческий проект? За ответами, по проторенной дорожке, обратился к консультантам в Департамент предпринимательства Москвы. Там ответили, что раз деньги поступили на счет моего ИП, то это, скорее всего, будет считаться доходом. И с этой суммы мне придется заплатить налог - 6%, то есть 60 тысяч рублей (по УСН). Тем не менее, чтобы удостовериться в этом на 100%, мне посоветовали обратиться в Федеральную налоговую службу. Оставил заявку в личном кабинете индивидуального предпринимателя - жду официального ответа. Очень надеюсь, что платить не придется.

Что дальше? Кинопроект про Екатерину Великую некоммерческий. Заработать на нем мы никак не могли, да и не хотели. Мы хотели снять хорошее кино. А короткий метр - это трамплин, который может открыть Андрею дверь в большой и интересный мир кинобизнеса. Снятый фильм об императрице мы будем предлагать для трансляции федеральным телеканалам, кинотеатрам и музеям столицы, свозим на российские и международные кинофестивали. Надеюсь, его оценят.

Сам Андрей открыть свой бизнес не сможет в ближайшие три с половиной года (пока ему не исполнится 18). Поэтому с коммерческой и прочей официальной частью будем ему помогать. И пока кинобизнес денег нашей семье не приносит, будем активнее развивать шахматную школу, несмотря на пандемию и прочие трудности. Потому что, как доказал опыт нашего сына, ничего невозможного нет».

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«В этот момент мы с Ольгой увидели: как бы заезженно это ни звучало, но любая мечта осуществима. Тогда-то мы и решились на создание шахматной школы».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

История 5/6

Из минуса - в плюс: каждая пешка имеет шанс стать ферзем

Наши герои не сдаются. Сергей и Ольга Арчаковы постарались этой осенью «из лимона сделать лимонад», как советовал в своей знаменитой книге Дейл Карнеги. Давайте посмотрим, что из этого получается.

Сергей и Ольга Арчаковы постарались этой осенью «из лимона сделать лимонад»

УЧЕНИКОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

«После сентябрьского спада в октябре наши дела пошли на поправку. В школе стали заниматься 38 постоянных учеников. Столько же, сколько и в благополучном августе. А в ноябре число возросло до 45. Мы даже пригласили на постоянную работу еще одного преподавателя по шахматам - так как мини-групп стало больше.

Осенью ситуация из-за второй волны коронавируса была нервозная. От коллег по нашей сети из других городов поступала разная информация: где-то местные власти закрыли все групповые детские дополнительные занятия, в некоторых регионах горожане «замерли» финансово - перестали платить за детские секции. Рады, что в Москве повторения весеннего карантина удается избегать. Это дает возможность сохранить бизнес, но говорить о существенном росте доходов пока не приходится.

К примеру, в октябре из-за плотного графика уроков в школах и загруженности домашними заданиями некоторые родители попросили нас временно изменить расписание: чтобы дети посещали шахматные занятия не два, а один раз в неделю. Пошли навстречу, хотя доходы с одного ученика от этого упали. Ведь преподавателю мы платим за время, а не за количество детей».

ПРОВЕЛИ ОФЛАЙН-ТУРНИР

«В октябре нам стало окончательно ясно: сильное и перспективное направление теперь - это занятия в онлайне. Это видно по нашей внутренней статистике: 75% учеников занимаются только удаленно. Поэтому в октябре мы провели в офис безлимитный интернет. Наши тренеры, проведя в офисе офлайн-занятия, продолжают вести групповые и индивидуальные уроки онлайн.

Несмотря на такую диспропорцию, покидать офис мы не планируем. Некоторые из учеников так засиделись у домашних ноутбуков во время школьных уроков, что хотят поиграть вживую. И не только поиграть, но и посоревноваться. Поэтому в ноябре мы провели первый очный турнир среди всех младших групп. Вручили победителям кубки».

Наличие офиса стало дополнительным преимуществом школы, потому что многие дети устали от онлайна и хотят поиграть вживую

КОНКУРЕНТЫ ИЗ РЕГИОНОВ

«Если летом предложений онлайн-занятий шахматами было немного, то осенью конкуренция в шахматной сфере возросла. Почти все школы стали предлагать такую опцию, как «онлайн». Более того, на столичный рынок стали выходить региональные школы. Настраивают свои рекламные кампании в соцсетях на Москву и предлагают услуги вдвое дешевле московских конкурентов. И родителям не важно, что аренда помещений и оплата труда в столице выше.

Правда, с попытками сэкономить связан курьезный случай. Осенью одна региональная шахматная школа через бойкую рекламу в Instagram привлекла московских клиентов ценой занятий в 2,5 раза ниже столичной. Через пару месяцев родители ученика заметили: из-за того, что тренеры школы сильно «гэкали», их сын тоже начал использовать фрикативную «г».

Кстати, в том числе из-за большой конкуренции в онлайне мы и не хотим закрывать офис. Ведь это хоть и дополнительные затраты, но отличительная черта и диверсификация бизнеса. К примеру, один из наших коллег из другого района Москвы летом полностью перешел на удаленку, но дела с онлайном у него так и не пошли. А открывать заново офис - дорого и опасно.

Плюс мы еще раз убедились - привлекать новых постоянных клиентов можно только развитием собственной уникальности. В нашем случае это шахматные уроки на английском языке и качество преподавания. А также поиск новых возможностей для заработка. Это лучше и стратегически выгоднее, чем демпинговать».

В ноябре провели первый очный турнир среди всех младших групп. Вручили победителям кубки

НОВЫЕ ЗНАНИЯ ГЕНЕРИРУЮТ НОВЫЕ БИЗНЕС-ИДЕИ

«В сентябре наша школа стала постоянным деловым партнером Первой Европейской гимназии имени Петра Великого - Petersschool. Основной иностранный язык там - немецкий. Второй - английский. В августе мы предложили директору гимназии факультативно вести шахматы на обоих языках. Нашли и аттестовали прекрасного тренера. Провели в гимназии пробные уроки - все остались довольны друг другом. Заключили договор и стартовали 1 сентября. В итоге 120 учеников разных возрастов в 15 классах Petersschool теперь учатся шахматам по нашей методике. А у нас появился дополнительный источник дохода.

К слову, новые бизнес-идеи приходят к нам с Олей не на пустом месте. Мы постоянно чему-то учимся. В частности, на платформе «Малый бизнес Москвы». Знания, которые на коммерческих курсах стоят 10 - 30 тысяч рублей за цикл семинаров, здесь можно получать бесплатно. Чуть ли не каждый день идут различные вебинары. Новые знания помогают генерировать новые бизнес-идеи».

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«Осенью одна региональная шахматная школа через бойкую рекламу в Instagram привлекла московских клиентов ценой занятий в 2,5 раза ниже столичной. Через пару месяцев родители ученика заметили: из-за того, что тренеры школы сильно «гэкали», их сын тоже начал использовать фрикативную «г».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

История 6/6

Всегда есть место для шага вперед

Наши герои подводят итоги непростого 2020 года. Сергей и Ольга Арчаковы наконец вывели свою шахматную школу к точке операционной безубыточности. И надеются, что в 2021 году бизнес начнет приносить стабильный доход.

Наши герои — семья Арчаковых — подводят итоги первого года предпринимательской деятельности. Бизнес выжил и даже стал приносить прибыль

ОПЫТ БИЗНЕС-ТУРБУЛЕНТНОСТИ

20 декабря нашему маленькому семейному бизнесу исполнилось 9 месяцев. Это если считать с момента проведения первого занятия. Для себя мы считаем эти месяцы символическим этапом зарождения компании.

Конечно, этот год прошел не так, как мы ожидали. Из-за пандемии всем пришлось менять планы на ходу. Было сложно, но интересно. И, оглядываясь на полученный в этом году опыт, мы видим, что во многом поступили разумно и перевернули ситуацию из потенциального минуса в плюс.

Не будь коронавируса, мы проводили бы традиционные очные занятия и набирали учеников из окрестных домов. Но пандемия заставила нас мыслить шире. Теперь мы в каком-то смысле глобальная школа шахмат. Микрокомпания, но при этом глобальная. Осенью мы вышли со своим бизнесом за границы России. Теперь у нас есть зарубежные ученики, которые занимаются индивидуально или в группах.

Полностью уходить в онлайн Арчаковы не хотят. Несмотря на пандемию, многие ученики предпочитают заниматься очно

УЧЕНИКИ ИЗ АМЕРИКИ И ЕВРОПЫ

Получилось все абсолютно случайно. Летом к нам стали ходить дети, приехавшие с родителями на каникулы из Нью-Йорка. Осенью они вернулись в США и рассказали о нас русскоговорящим американским друзьям. После этого у нас появилась быстро растущая «Нью-йоркская группа» (занятия идут на русском языке). Из-за разницы во времени занятия для них мы проводим в 23 часа по московскому времени (это 15:00 по Нью-Йорку).

Одновременно появились русскоговорящие ученики из других штатов. Например, из Флориды. Занятия с ними проводим в то же время, что и для Нью-Йорка. А для русско-англоговорящих детей из Денвера ведем занятия на английском в 21:00 по Москве (в Денвере в этот момент 11 утра).

Америкой глобальная экспансия не ограничивается. У нас занимаются ученики из Германии — занятия проводим на немецком и русском языках. Есть ученики из Франции и Израиля. И наконец, есть более 30 детей из Москвы, с которыми мы проводим занятия на английском языке. Это тоже одна из наших «фишек».

В общем, международное направление шахматной школы развивается активно. Здесь нам на руку сыграла и пандемия, и девальвация рубля. Во-первых, к онлайн-урокам привыкли во всем мире. Во-вторых, заниматься с российскими тренерами стало экономически выгоднее. Тем более что за рубежом (особенно у русских эмигрантов) наша традиционная школа шахмат всегда ценилась.

Реклама — одна из самых существенных строк расходов. При этом лучший вид рекламы — старая добрая вывеска у входа в торговый центр

ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

С апреля по декабрь мы вложили в развитие шахматной школы более 700 тысяч рублей. И это не только первоначальные затраты, но и деньги, которые приходилось докладывать из личного бюджета каждый месяц, чтобы компенсировать все расходы. Вместе с первоначальными затратами (на ремонт и покупку франшизы) получается около миллиона рублей. К точке безубыточности мы пришли только в середине ноября. В этот момент наши ежемесячные доходы и расходы сравнялись. В планах на 2021 год — довести число постоянно занимающихся учеников до 150 человек (с нынешних 70), начать получать регулярную прибыль и вернуть вложенную сумму.

Сейчас самые крупные статьи расходов: аренда, реклама и зарплата тренеров. Весной арендодатель нас очень выручил, отменив плату на время карантина. Но в декабре попросил оплатить сразу и декабрь, и январь. Видимо, чтобы отдать государству налоги. Оплатили без слов — мы умеем ценить деловую дружбу.

С рекламой тоже отдельная история. Там свои метаморфозы. Видов рекламы — очень много, но эффективность низкая. И это понятно. Такое количество информационного шума, который обрушивается на среднего горожанина за месяц, сопоставимо с объемом, который получал житель XVIII века за всю свою жизнь. Даже трижды таргетированная и четырежды правильно настроенная поисковая реклама попадает к аудитории и… тут же теряется среди шквала других «купи», «зайди», «найди», «нажми».

Поэтому, несмотря на рекомендации некоторых экспертов (мол, «продолжайте давать рекламу всегда, особенно в кризис»), мы перестали давать рекламу в интернете. Во-первых, это дорого: чтобы сделать нормальный охват в Москве, нужно отдавать от 60 тысяч рублей в месяц. Во-вторых, иногда следует делать перерывы в самопродвижении, чтобы не слишком надоедать пользователям.

В это время просто посты в соцсетях, добрый отзыв учеников, рекомендация друзьям и старая добрая вывеска у входа в здание школы — лучший вид рекламы. Но такая пауза не навсегда, а только на месяц-другой. Потому что есть репутация и сарафанное радио, а есть лиды (новые заявки от потенциальных учеников). И то, и другое — наше все.

«Любая пешка может стать ферзем». Можно сказать, это девиз наших героев. Какой бы плохой ни была ситуация, они не опускают руки

НАШИ ТРЕНЕРЫ — НАША ГОРДОСТЬ

И наконец, третий большой пункт расходов — оплата труда наших тренеров. Для нас это священное действие: заработанные деньги должны приходить людям вовремя, а суммы должны быть достойными. К выплатам зарплат мы относимся очень ответственно. Тем более что наши тренеры — это наша гордость и главный фактор успеха.

Кто-то из известных бизнесменов сказал, что главное в любой компании — это правильный подбор правильных людей. Поэтому руководителю нужно заниматься отбором сотрудников лично, что Ольга (в прошлом профессиональный HR-специалист) и делает. Штат сотрудников у нас получился как на подбор.

Во-первых, все талантливые и молодые, прекрасно находят контакт как с детьми, так и со взрослыми учениками (такие у нас тоже появились). Во-вторых, все они — действующие спортсмены, активно выступают на соревнованиях, входят в сборные Москвы и России, поэтому и сами заряжены на победу, и передают эту энергию подопечным. Самая статусная из наших тренеров — гроссмейстер среди женщин (в возрасте до 18 лет дважды была чемпионкой мира по шахматам среди девочек).

ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ МЫ СДЕЛАЛИ

Во-первых, что бы ни случилось, нельзя опускать руки. Нужно искать возможности для развития даже в самой плохой ситуации. Мы могли закрыть бизнес и зафиксировать убытки, но решили бороться. И, мне кажется, у нас все получилось.

Во-вторых, правильный самонастрой дает правильную фокусировку на целях и способах их достижения. К решениям надо подходить на «высокой энергии» — творчески, интеллектуально. А не на «низкой энергии» — скрипя зубами и обижаясь на всех вокруг.

В-третьих, чтобы все сложилось, важно никогда не останавливаться в саморазвитии. Знать тренды, но выбирать свой путь. И когда появляется шанс — к нему нужно быть готовым: психологически, интеллектуально и профессионально.

И наконец, синергия семьи, когда совместные действия направлены в сторону единых целей, — это суперсила. С ней можно победить любые кризисы.

Цитата героев

Арчаковы Сергей и Ольга

«Что бы ни случилось, нельзя опускать руки. Нужно искать возможности для развития даже в самой плохой ситуации. Мы могли закрыть бизнес и зафиксировать убытки, но решили бороться. И, мне кажется, у нас все получилось».


Хотите, чтобы мы рассказали о вашем бизнесе? Оставляйте заявку и станьте героем нашей следующей публикации

Есть, что сказать по теме? Не стесняйтесь!

Чтобы добавить комментарий,
авторизируйтесь через социальную сеть

ВП

Владимир Путин

Ребята, Успеха! Слежу за вашим развитием!

Бизнес-истории

Мысли и действия основателей московских компаний — от старта до прохождения турбулентности-2020.

Новости

Чек-листы

Понятные пошаговые инструкции — о том, как получить максимум от сервисов развития малого бизнеса Москвы.

1/6
Кэшбек для бизнеса
Как вернуть часть потраченных денег?
2/6
Полетит — не полетит
Как оценить коммерческий потенциал стартапа?
3/6
Проверить инновацию
Как испытать новое решение на практике до выхода на рынок?
4/6
Бизнес-старт
Как открыть свое дело в столице?
5/6
«Этот парень со мной»
Как получить поручительство для кредита на свое дело?
6/6
Охота за границу
Как оценить экспортный потенциал компании и найти перспективный рынок сбыта?

FAQ

Ответы на самые часто задаваемые вопросы Департаменту предпринимательства и инновационного развития Москвы

Появилось много антиковидных требований и рекомендаций. Где посмотреть их полный список, чтобы не налететь на штраф?

Действительно, ограничений, связанных с пандемией, довольно много. Поэтому Штаб по защите бизнеса в Москве подготовил удобную и понятную инструкцию для столичных предпринимателей, как защитить бизнес от штрафов. Ее можно посмотреть по этой ссылке.

Информационно-справочный документ проработан со столичными органами контроля и надзора и носит рекомендательный характер. В его основу легли действующие рекомендации Роспотребнадзора, указы Мэра Москвы, приказы и распоряжения профильных органов исполнительной власти Москвы.

По этой же ссылке можно скачать пакет документов, которые необходимо заполнить и хранить на точке — на случай прихода проверяющих. А также — макет креативной наклейки, которую можно распечатать и приклеить на входе.

Появилось много антиковидных требований и рекомендаций. Где посмотреть их полный список, чтобы не налететь на штраф?

Я оплатил повышение квалификации сотрудника по не самой распространенной специальности. Есть перечень специальностей, по которым компенсируются затраты на обучение?

Да, подходят все специальности, включенные в Общероссийский классификатор специальностей по образованию, ознакомиться можно тут.

Компенсируется также обучение по программам: Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA) Мастер делового администрирования (высший управленческий уровень) — Executive Master of Business Administration (EMBA) Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (MPA).

Я оплатил повышение квалификации сотрудника по не самой распространенной специальности. Есть перечень специальностей, по которым компенсируются затраты на обучение?

У меня небольшой стартап, сфера IT, инновационный продукт. Может ли государство мне как-то помочь в развитии, найти инвесторов, партнеров?

В Москве запустилась специальная программа для технологических стартапов — Start Hub Moscow! Это проект, где молодые компании, инвесторы и крупный бизнес объединены в единую экосистему. Организатором выступает Агентство инноваций Москвы, подведомственное ДПиИР.

В рамках Start Hub будут проходить воркшопы, вебинары, питч-сессии, бизнес-завтраки и тематические мероприятия, будет работать специальная программа развития бизнеса, будет организован нетворкинг с привлечением корпораций и инвесторов.

В образовательной программе Start Hub эксперты и трекеры будут помогать стартапам дорабатывать и выводить технологические продукты на новый уровень, а также улучшать бизнес-показатели.

Стать резидентом площадки Start Hub может любой стартап, у которого уже есть готовый продукт или MVP. Для этого нужно подать заявку на сайте до 15 декабря.

У меня небольшой стартап, сфера IT, инновационный продукт. Может ли государство мне как-то помочь в развитии, найти инвесторов, партнеров?

Так много всего для предпринимателей! Как выбрать, что подойдет именно мне?

Московские предприниматели (компании, ИП и самозанятые) могут воспользоваться интерактивным помощником. Он подскажет, какие финансовые, налоговые, имущественные, правовые меры поддержки подходят конкретному бизнесу, и подберет для каждого предпринимателя образовательную программу.

По указанным при регистрации данным цифровой помощник подберет подходящие механизмы поддержки. Отдельное направление — антикризисные меры для предпринимателей, принятые в этом году. Например, сервис учитывает, относится ли компания к наиболее пострадавшим отраслям экономики.

Интерактивный помощник проводит экспресс-проверку по следующим блокам: «Обучение», «Меры поддержки», «Онлайн-продукты». В отдельном блоке собрана информация о городских субсидиях для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Так много всего для предпринимателей! Как выбрать, что подойдет именно мне?

Где можно ознакомиться с подборкой инновационных решений в Москве? Часто встречаю информацию про технологический прогресс и прорывные решения, что в Москве много компаний, занимающихся развитием инноваций. Но вся эта информация разрозненная…

На специально созданной онлайн-платформе «Карта инновационных решений». Здесь можно посмотреть информацию о технологических продуктах и сервисах, которые создали российские компании.

Чтобы найти интересующее решение, необходимо выбрать в виртуальном каталоге сферу его применения, например «Торговля и услуги», «Туризм и отдых», «ЖКХ», «Здравоохранение» и т. п. Для удобства пользователей в каждой сфере есть специальные фильтры, которые позволят увидеть конкретные решения. Например, в разделе «Здравоохранение» можно выбрать фильтры «Здоровое питание», «Роботизированные системы» или «Мониторинг здоровья пациентов». На «Карте инновационных решений» представлены цифровая операционная для обучения медиков, домофоны с технологией распознавания лиц, мобильные роботы для перевозки грузов на складах и многое другое.

«Карта» также полезна создателям инновационных продуктов и заказчикам, чтобы найти друг друга.

Где можно ознакомиться с подборкой инновационных решений в Москве? Часто встречаю информацию про технологический прогресс и прорывные решения, что в Москве много компаний, занимающихся развитием инноваций. Но вся эта информация разрозненная…

Я могу рассчитывать на поддержку города, если компания зарегистрирована в Москве, но физически нахожусь в Подмосковье?

Да, поддержку Правительства Москвы могут получить компании, зарегистрированные в Москве не менее полугода.

Я могу рассчитывать на поддержку города, если компания зарегистрирована в Москве, но физически нахожусь в Подмосковье?

У меня бизнес зарегистрирован в Московской области/другом регионе, но я москвич, мне полагаются все меры поддержки бизнеса?

Меры поддержки ДПиИР подходят только компаниям, официально зарегистрированным в Москве.

У меня бизнес зарегистрирован в Московской области/другом регионе, но я москвич, мне полагаются все меры поддержки бизнеса?

Я предприниматель. Хочу воспользоваться поддержкой Правительства Москвы. Как узнать, что у вас есть, с чего начать?

О городских мерах поддержки малого и среднего бизнеса можно узнать на сайте.

— Начните с раздела «Субсидии», где можно подобрать субсидию по ИНН. Тут же можно оставить заявку на получении субсидии или на консультацию по вопросам получения компенсации. С вами свяжется специалист и подробно расскажет о том, как получить субсидию.

— В разделе «Акселераторы» вы можете найти бизнес-акселератор, пройти обучающую программу на практике, что даст рывок в развитии вашего бизнеса.

— На сайте представлены еще несколько разделов с основными мерами поддержки. Не торопитесь, изучите все.

Я предприниматель. Хочу воспользоваться поддержкой Правительства Москвы. Как узнать, что у вас есть, с чего начать?

Как компенсировать затраты на образование сотрудников? Субсидия выдается на уже понесенные расходы или возможно компенсировать будущие затраты при наличии договора на оказание образовательных услуг?

Субсидия выдается только на уже понесенные затраты, т.е. необходимо представить платежное поручение, показывающее, что обучение уже оплачено. Неважно, закончил ваш сотрудник курс или еще продолжает учиться.

Подать заявку можно до 16 ноября на сайте.

Как компенсировать затраты на образование сотрудников? Субсидия выдается на уже понесенные расходы или возможно компенсировать будущие затраты при наличии договора на оказание образовательных услуг?

Хочу вступить в сообщество предпринимателей, обмениваться опытом, встречаться, завести полезные деловые знакомства. Есть у вас подобный «клуб»?

Да, есть подобный сервис для нетворкинга на базе Цифрового делового пространства.

Сервис позволит получать полную информацию о мероприятиях ЦДП, завести эффективные деловые знакомства, пообщаться с участниками мероприятия, а также получать рекомендации на основе интересов пользователей.

В ЦДП проходят бизнес-мероприятия различного уровня: от небольших лекций и семинаров до масштабных конференций и форумов.

Хочу вступить в сообщество предпринимателей, обмениваться опытом, встречаться, завести полезные деловые знакомства. Есть у вас подобный «клуб»?

Есть ощущение, что мои права нарушаются со стороны административных инстанций. К кому обратиться за консультацией?

Во всех случаях, когда нарушаются права предпринимателя, если происходит бездействие или неправомерные действия кого-либо из представителей органов власти Москвы, или предпринимателю не отвечают по существу, «не слышат», — обращайтесь в Штаб по защите бизнеса.

Кроме того, если у вас есть идеи по тому, как улучшить условия ведения бизнеса в столице, также пишите либо звоните в Штаб.

Подать обращение можно онлайн shtab@mos.ru, по телефону горячей линии: +7 495 620-20-45, или приходите на личный прием к специалистам Штаба по защите бизнеса.

Есть ощущение, что мои права нарушаются со стороны административных инстанций. К кому обратиться за консультацией?

Хочу начать развивать бизнес за рубежом. Есть какая-то поддержка Правительства Москвы?

Да, московским экспортерам помогает Московский экспортный центр, входящий в структуру ДПиИР:

• Компенсация затрат на экспорт до 10 млн рублей
• Бесплатные вебинары, тренинги и мастер-классы по темам внешнеэкономической деятельности
• Бесплатное размещение на ведущих маркетплейсах
• Персональные аналитические исследования экспортных рынков
• Финансирование участия в бизнес-миссиях и международных выставках
• Персональный подбор иностранных покупателей

Подробности на сайте.

Хочу начать развивать бизнес за рубежом. Есть какая-то поддержка Правительства Москвы?

При реорганизации компании (в виде присоединения компании к другой, тоже московской) будет ли она в порядке правопреемства претендовать на субсидии?

ИНН заявителя на субсидию должен совпадать с ИНН компании, которая попадает под условия субсидирования, только в таком случае можно претендовать на возмещения. Если в процессе реорганизации компания была поглощена другой компанией, то претендовать на субсидию она не может.

При реорганизации компании (в виде присоединения компании к другой, тоже московской) будет ли она в порядке правопреемства претендовать на субсидии?

Новости